Рекламный баннер 990x90px ban1
79.71
90.52

«Эмка и Вовка»

«Эмка и Вовка»

Однажды Владимир Сидоров, проходя мимо памятника паровозу на привокзальной площади Иланского, услышал вопрос мальчишки: «Папа, а зачем здесь паровоз?», на который последовал малозначительный ответ о красоте…

Для Владимира Кузьмича, машиниста, этот паровоз был другом и соратником. И стоит он на площади не для красоты, а как символ целой эпохи – суровой войны и тяжелого труда.

В 1985 году Кузьмича «списали» на пенсию, поставили начальником базы запаса, где стояли на вечном дежурстве такие же пенсионеры, только железные. В то время на базе депо было 67 паровозов (на случай войны в каждом депо держали законсервированные машины в постоянной готовности).

В 1989 году в Улан-Удэ прошло совещание начальников баз запаса, Из министерства приезжали, обсуждали, как сохранить паровозы.

Однажды на Иланскую базу приехал секретарь райкома Тепляшин и сказал, что получено указание поставить один из паровозов на вечную стоянку.  Выбрали тогда для памятника на станции Иланская паровоз марки СО («Серго Орджоникидзе»). Поставили в депо, начали готовить, но в последний момент пришло указание передать СО в Красноярск. А в Иланской остался Эм730-73 («Эмка»).

Построен наш паровоз был в 1938 году на Коломенском заводе, много лет отработал на Октябрьской железной дороге. Когда стали изучать паспорт паровоза, оказалось, что он участник Великой Отечественной Войны, даже имеет «ранение» - работая в прифронтовой колонне,   получил повреждения второго барабана парового котла от немецкого снаряда. Потом, при пополнении парка локомотивов Красноярской  железной дороги, он оказался в Иланском депо и работал в грузовом движении.

Владимир Сидоров начал работать на паровозе еще подростком, на Забайкальской дороге. Когда в 1941 году был объявлен призыв на фронт, их, 15-летних, собрали на станции Бада. Сначала отбирали в лётчики, но Вовка попал в группу локомотивщиков.

Тогда создавалось Хилокское училище железнодорожников, туда и повезли мальчишек. В ангар загрузили, солдатской кашей накормили, а утром начали сортировать по группам.

В декабре 1943 Вовку уже в качестве бронебойщика отправили на прорыв блокады Ленинграда. Но до линии фронта доехать он не успел – разбомбили состав, одни колеса от поезда остались.

Спастись удалось чудом, лежали на болотах дотемна, ведь на березах «кукушки» сидят – финские снайперы. Вода ледяной коркой людей покрывала – декабрь. Кто выдержал – остался жив. Потом – бронь и на паровоз, а там и война закончилась.

На Красноярскую железную дорогу Володя попал случайно, в марте 1950 года. Разговорился как-то с одним машинистом, тот и позвал в Иланский.

В 2008 году в интервью «Красноярскому железнодорожнику»  Владимир Кузьмич говорил: «Каждый день прохожу мимо паровоза, и всё хочется спросить: «Ну что, брат, не надоело без дела стоять?», вот и я скучаю…»

Информация взята из газеты «КЖ», автор статьи Надежда Морозова, фото Натальи Осмоловской.
54846

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы