У войны не детское лицо...
#ДетиВойны #УВойныНеДетскоеЛицо #ВеликаяПобеда #9Мая#МыПомним #МыГордимсяАнна Васильевна Черникова:
- Мне было всего 9 года, когда началась Великая Отечественная война. Так что ни детства, ни юношества я не видела. Никто не нянчился со мной, не сюсюкался. Это сложное время я вспоминаю в темных красках. Я родилась в 1934 году в деревне Кольцово Абанского района. Там мы и жили. Родители: Василий Федотович и Мария Демьяновна простые колхозники. С самых первых дней войны отца забрали на фронт. В конце войны пришла похоронка. Отец пропал без вести.
Мама, Мария Демьяновна, в тридцать два года осталась с нами одна. В семье у нас было пять детей. Оля, Соня, я, Петя и Гена. К сожалению, Оля умерла еще до войны, а Гена в самом ее начале.
Мы тогда ещё ничего не понимали толком. Это уже когда повзрослели, начали осознавать, какой ад пережили. Ведь тогда каждый день был страшным событием, потому что неизвестно, что будет завтра. Каждый день жили в страхе, да и плюс в ужасных условиях.
Когда отец был с нами, мы держали хозяйство. А потом мама одна осталась, и сил уже не было. Тяжело было жить. Рациона никакого не было. Что мама приносила, то и ели. И то не всегда удавалось покушать. В основном питались хлебом, травами, водой. На картошке жили. Бедно, плохо было, выжили только тем, что по полям собирали гнилую картошку. Из крапивы суп варили. В колхозе сажали картофель, а выкапывать некому было или не успевали, вот и оставалась на зиму. Или на перепаханном поле собирали весной прошлогоднюю замёрзшую картошку и стряпали лепёшки. В ступе натолчем ее, она как драники или кисель варила мама. В основном, на траве и выросли.
Мы, дети, как-то сразу повзрослели. Нам некогда было не только играть, но даже плакать. Всё время, как помню, были заняты работой. Иногда выходили на улицу, общались с соседскими детьми. Никаких игрушек не было. Играли в городки, прятки. Мальчишки ещё играли палками. Школа была начальная - до четырех классов. Очень далеко находилась, в тайге. Не было ни радио, ни света, ничего не было. Солнце взойдет – встаем, солнце садится – ложимся. Надеть нечего было. Купить какие-то вещи или школьные принадлежности было негде, да и не за что. Мама шила иногда самостоятельно, но и шить то тогда было не из чего. Вот залезем с Петей на печь, веревок накрутим, лапти сплетем. Фуфайка бала одна на двоих и лапти. В школе учились в две смены. Утором я одевалась, обувалась и шла в первую смену. Когда приходила, эту же одежду и обувь надевал Петя и шёл учиться во вторую смену.
В школе писать нечем было. С учительницей сажу варили и на молоке писали. Книги были только у учителя, поэтому старались все хорошо запоминать. Я закончила только четыре класса. Средняя школа была в другой деревне. Возможностей для дальнейшего обучения у нашей семьи не было. Хорошо, что расписаться научились. Сестра Соня в это время уже подросла, тринадцать-четырнадцать лет, уже в колхозе работала.
Оставить сообщение: